Чтобы излечить наше общество мы должны в первую очередь вылечить его денежную систему. Это включает в себя с одной стороны, необходимость уменьшения влияния денег на остальные аспекты нашего бытия, а с другой, сведение функции денег к инструменту создания реального, а не фиктивного (чисто кредитного, виртуального) богатства и благосостояния.
Для достижения этой цели мы должны в первую очередь демифологизировать деньги. Поразительный факт, при всем том гигантском и диспропорциональном значении, которое в нашей цивилизации уделяется деньгам, мы учим наших детей только одной операции с ними — подсчету. Даже высшее экономическое образование едва ли выходит за рамки изложения механизма формирования прибыли и процентного роста. Лично я являюсь доктором экономических наук и профессором по специальности “Финансы”, но все мое обучение сводилось к навыкам анализа финансовых состояний. Никто и никогда не учил меня, какая фундаментальная разница существует между процессом делания денег и наращивания реального богатства, никто не объяснял мне колоссальное различие между созидательными и разорительными хищническими инвестициями. На самом деле, ответственное гражданское образование в вопросах экономики и бизнеса должно начинаться именно с разъяснения этих понятий и этих различий.
Мы должны воссоздать социальное измерение в экономике. Это должно осуществляться через снижение монетаристской зависимости и возрождение безденежных форм обмена. Индивидуумы, семьи и общины должны постепенно освободиться от хищнических институтов глобальной экономики. Необходимо редуцировать психологию потребления с тем, чтобы понизить зависимость человека от платного труда, сделать акцент на локальном производстве, отвечающем первичным жизненным потребностям людей, интенсифицировать чувство активной вовлеченности человека в хозяйственную жизнь семьи и общины.
Воистину монументальной задачей является превращение денежной системы в инструмент повышения благосостояния и реального богатства. Для этой цели имеет смысл предпринять следующие шаги:
1. делать спекуляцию невыгодной
2. граничить возможности роста финансовых пузырей
3. увеличить привлекательность кооперации между людьми и общинами
4. разработать систему поощрения производительного труда и созидательных инвестиций
5. создать систему справедливого распределения претензий на реальное благосостояние
6. создать благоприятную атмосферу для терпеливых и укоренных в локальной среде инвестиций в реальные сектора хозяйства
7. усилить социальную и хозяйственную роль семьи и общины в экономике.
Истинной задачей таких реформ является не увеличение глобального роста и конкуренции. Цель иная — создать здоровые и богатые общества, способные обеспечивать экономическую безопасность и справедливое вознаграждение созидательного труда их членов, а также жить в гармонии с окружающей средой. Наши требования, безусловно, затронут интересы корпораций и финансовых спекулянтов, но человеческое общество не обязано обслуживать их интересы. У человечества интересы иные.
Так как у нас довольно мало опыта в деле того, как заставить денежную систему служить людям, народам и природе, причем по ту сторону эксплуатации, мы обязаны искать творческие решения. Здесь нет проверенных рецептов. Поэтому нижеследующие предложения не претендуют на аксиоматичность. Это лишь приглашение к совместному размышлению. Но вместе с тем, каждое из них является решительным шагом прочь от привычных рецептов и либеральных постулатов “западной экономической мудрости”.
Необходимо увеличить значение локальных валют, всячески развивать их. Общая региональная валюта, чей ареал ограничен конкретным органическим обществом, позволит осуществляться созидательному обмену в конкретных рамках, повысит чувство экономической солидарности. Это не означает отказа от обмена с иными обществами, но утверждает систему приоритетов, работающих на развитие регионального хозяйства, на укрепление всей социальной сферы. Ключевым элементом такой политики по укреплению локальных валют станет изъятия их из сферы компетенции любой налоговой сетки, отличной от локальных систем власти, которые и спонсируют эти хозяйственные блоки.
Необходимо ввести нулевой или отрицательный банковский процент. Мы настолько привыкли к тому, что процент всегда только приносит дополнительные деньги, что нам трудно представить банки иного типа. Проценты дают деньгам преимущество среди всех иных материальных ценностей. Содержание всех остальных видов богатства — лесов, фабрик, сельхоз-угодий, зданий, личного профессионального навыка — требует постоянных вложений. Технологии устаревают. Даже золото требует охраны и места для складирования. Только те, кто вкладывает свое богатство в банки, в систему роста, получают гарантированную прибыль без всяких затрат и в будущем лишь расширяют сферу своего контроля над богатствами реального мира.
Таким образом, человек финансов получает значительное и совершенно незаслуженное преимущество перед теми, кто занят в сфере реального производства и созидательных инвестиций. Именно это преимущество лежит в основе того, что наша денежная система извращенно возвышает человека денег над человеком труда. Против этого надо выступать с тезисом: единственным местом, куда можно вкладывать деньги с расчетом на извлечение реального богатства, должен стать сектор реального производства. Деньги же должны быть лишь инструментом обмена и ничем более. Отрицательный процент в банках и налог на владение деньгами станут двумя методами, которые придадут новую динамику денежным потокам, так как любое хранение станет убыточным. Кроме того, отрицательный процент стимулирует инвестиции в реальные сектора, что будет в свою очередь способствовать наращиванию подлинных богатств.
Необходимо ввести ограничение на займы и ссуды. В нашей существующей финансовой системе все деньги возникают из банковских кредитов, а это автоматически порождает все новые и новые долги. Так как заем должен возвращаться с процентами, все должники не могут выплатить банку и основную сумму и набежавшие проценты без того, чтобы общая задолженность не росла быстрее, чем уже возвращенные суммы. Общий долг не нарастает в геометрической прогрессии только благодаря тому, что некоторые должники объявляют состояние дефолта, что предполагает передачу их материального имущества банку. Но такая система благоприятствует не только банку, но и всем богатым. Богатый берет ссуды для того, чтобы вложить в высокодоходные инвестиции, увеличивая тем самым свое благосостояние. Бедный берет для того, чтобы удовлетворить нужды первичного потребления, еще погружаясь в бездну нищеты и зависимости.
Альтернативой является такой механизм создания денег, который предполагал бы изначально их служение социальным целям, т.е. как инвестиции в образование, публичные инфраструктуры. Частные же заемы должны быть резко ограничены. Ссуды для стоковых сделок и иных чисто финансовых операций должны быть вообще запрещены. Кроме того, для индивидуума или корпорации должен быть определен строгий потолок ссуд для любых целей. Таким образом будет уравнена кредитная область, и возможности небольшого числа богатых монополизировать контроль над производственной сферой за счет бедных, а также возможности создания финансовых пузырей, будут перекрыты.
Необходимо ввести налог на спекуляцию и иные незаслуженные прибыли. Единственной сферой, где налоги должны быть увеличены — причем значительно — является сфера спекулятивной прибыли, которая обогащает частных лиц за общественный счет. Соответствующие меры, наоборот, подтолкнут долгосрочные инвестиции в реальный сектор производства. Первым шагом будет определенный налог на чисто финансовые сделки — обмен валют или денежный обмен в таких финансовых секторах как сток или бонд. Второй шаг — повременной налог на рост капитала. Прибыль по продаже любого предприятия или участка земли, которыми владели меньше недели, облагается конфискационным налогом в 90% или больше на том основании, что наверняка эта прибыль спекулятивна. Прибыль с продажи имущества, которое было во владении более 20 лет, напротив, облагается концессионным налогом в 10% и менее. Третий шаг состоит в налогообложении земли по ее рентной стоимости, как предложил несколько десятилетий назад экономист Генри Джордж. Налог будет применяться только к рентной стоимости земли, а не к физической среде, что стимулирует инвестиции в амелиорацию и уменьшит привлекательность спекуляции землей.
Сегодня человечество просто обязано решить главную задачу: заставить деньги работать не на себя самих, не на несправедливое обогащение хищного меньшинства, а на служение такому обществу, которое существует ради народа, ради труда, ради здорового и справедливого мира.
Перевод с английского Б.А.
Сноски [*] Дэвид Кортен, известный экономист, финансист, президент Форума народно ориентированного экономического развития, автор сенсационной книги “Миром правят корпорации”. Ниже мы приводим фрагменты из его официальной речи "Деньги как социальная болезнь" на открытии очередной сессии этого Форума. Многие идеи этого выдающегося ученого были бы весьма кстати нынешнему российскому Правительству, несколько сумбурно ищущему выхода из монетаристского тупика. В Интернете английская страничка Дэвида Кортена находится по адресу: http://iisd1.iisd.ca/pcdf/
|