Вторник, 30 Апреля 2024, 02:52:34
Приветствую Вас Гость | RSS
ПРОЕКТ ЭКВИ
Главная
Регистрация
Вход
Меню сайта

Мини-чат
200

Наш опрос
Что Вам больше всего НЕ нравится в современной денежно-кредитной системе?
Всего ответов: 82

Главная » 2009 » Март » 10 » Часть вторая: Денежная система - корень всех зол?
Часть вторая: Денежная система - корень всех зол?
16:25:17

Кроме того, мы долго жили в убеждении, что дефицит необходим для создания ценностей. И хотя в некоторых сферах материального производства это верно, мы распространили этот принцип и на другие области, где он может оказаться непригодным. Например, ничто не препятствует свободному распространению информации. Издержки производства информации сегодня практически равны нулю. Тем не менее, мы изобретаем авторские права и патенты, чтобы информация оставалась в дефиците.

Итак, страх перед дефицитом порождает алчность и накопительство, а те, в свою очередь, порождают тот самый пугающий дефицит. В то же время культуры, в которых воплощен архетип Великой матери, основаны на изобилии и щедрости. Именно на этих идеях основано ваше определение коммуны, верно?

Фактически не я даю такое определение, оно заложено в самом этом слове. Слово "коммуна" восходит к латинскому munus, что значит "дар", и cum - "вместе", "друг с другом". Следовательно, "коммуна" фактически означает "делиться друг с другом". Поэтому я определяю "коммуну" как группу людей, которые рады моим дарам и относятся к ним с уважением и от которых я вправе ожидать ответных даров.

И местная валюта может содействовать этому обмену дарами?

Большинство известных мне местных денежных систем было введено, чтобы создавать рабочие места, но все больше и больше людей обращается к идее местных денег именно ради создания коммуны. Например, было бы глупо, если бы я окликнул соседа и сказал: "Вижу, у тебя уродилось много груш. Можно мне их собрать?" У меня возникает чувство, что я должен предложить что-то взамен. Но если у меня есть только дефицитные доллары, то я с тем же успехом пойду в супермаркет, и груши так и останутся на дереве. Если же я обладаю местной валютой, то недостатка в средстве обмена не ощущается и покупка груш станет причиной сотрудничества. В Такома-Парк (Мэриленд) Олаф Эджберг завел местные деньги, чтобы создать средство для подобных обменов в рамках своей коммуны. И все участники коммуны свидетельствуют, что все именно так и происходит.

Но помогут ли местные деньги удовлетворить основные потребности людей в пище и жилье - или эти сферы останутся частью конкурентной экономики?

Множество людей обожает садоводство, но оно не может стать средством их существования в мире конкуренции. Если у садовника нет работы, и у меня нет работы, то в условиях обычной экономики мы оба можем умереть от голода. Однако при наличии дополнительной валюты он может выращивать для меня салат, который я могу оплатить местными деньгами, полученными за услугу, оказанную мной кому-то еще.

В Итаке (город в США - прим.перев.) на фермерском рынке принимаются к оплате "ЧАСЫ". Фермеры используют местные деньги, чтобы нанять кого-нибудь помочь с урожаем или что-нибудь починить. Некоторые землевладельцы принимают "часы" в качестве арендной платы, особенно если у них нет закладной, по которой нужно платить дефицитными долларами.

Когда у вас есть местные деньги, то тут же становится ясно, что - местное, а что - нет. В "Кей-Марте" принимаются только доллары, потому что их поставщики находятся в Сингапуре, Гонконге или Канзас-Сити. Однако в местном супермаркете Итаки принимают не только доллары, но и "часы". Пользуясь местной валютой, вы поощряете местное самообеспечение.

Кроме того, местная валюта отчасти смягчает для коммуны последствия подъемов и спадов глобальной экономики. Вы занимались мониторингом глобальной финансовой системы, работали в ней и даже помогали при ее создании. Зачем местным коммунам от нее изолироваться?

Во-первых, современная официальная денежная система не имеет почти никакого отношения к реальной экономике. Чтобы пояснить мою мысль, приведу пример: по статистике 1995 года, ежедневно на глобальном уровне обменивалось валюты на 1,3 триллиона долларов. Это в 30 раз больше, чем дневной валовый внутренний продукт (ВВП) всех развитых стран, вместе взятых. Годовой ВВП США оборачивается на рынке за три дня! Лишь 2-3 процента от этой суммы реально связаны с торговлей и инвестициями, остальное же представляет собой спекулятивное глобальное кибер-казино. Следовательно, реальная экономика сводится к глазури на пироге спекуляций, а ведь еще двадцать лет назад все было в точности наоборот.

Каковы последствия этой ситуации? Что это значит для тех из нас, кто не ведет дела поверх государственных границ?

Прежде всего, власть перешла из рук национальных правительств к финансовым рынкам. Когда правительство делает нечто, что не по вкусу рынку, - как англичане в 91-м году, французы в 94-м или мексиканцы в 95-м, - никто не садится за круглый стол и не говорит: "Вам не следовало этого делать". Просто конкретная валюта падает в цене. Итак, несколько сотен человек, которых никто не выбирал и которые не несут никакой коллективной ответственности, определяют, среди прочего, величину ваших пенсионных накоплений.

Еще вы говорите о возможности краха этой системы…

Да, сейчас я оцениваю вероятность такого краха в ближайшие 5-10 лет как 50 на 50. Многие люди вообще утверждают, что крах неизбежен и произойдет он гораздо раньше. Джордж Сорос, отчасти наживший свое состояние на валютных спекуляциях (мне и этим приходилось заниматься), заявляет: "Нестабильность порождает дальнейшую нестабильность, поэтому неизбежный крах системы свободного обмена по плавающему курсу практически гарантирован". Джоэл Куртцман, бывший редактор "Harvard Business Review", свою последнюю книгу назвал "Смерть денег". Он предсказывает неизбежный крах вследствие спекулятивной горячки.

Смотрите, как это может произойти: резервные запасы всех центральных банков развитых стран составляют в сумме около 640 млрд. долларов. Если в кризисной ситуации все центробанки договорятся работать совместно (а они никогда на это не пойдут) и даже если они используют все свои резервы (а этого тоже никогда не случится), средств им хватит лишь для контроля за половиной ежедневного нормального оборота. В день кризиса этот оборот может возрасти вдвое или втрое, а общих запасов всех центральных банков хватит лишь на 2-3 часа.

И результатом будет?..

Если это случится, мы неожиданно окажемся в совершенно ином мире. В 1929 году фондовый рынок рухнул, но золотой стандарт устоял. Денежная система устояла. Здесь же мы имеем дело с куда более масштабным процессом. Единственный известный мне прецедент - гибель Римской империи, вместе с которой погибли и римские деньги. Причем в ту эпоху крах распространился по всей империи примерно за полтора века. Теперь же на это хватит нескольких часов.

Значит, местные деньги могут несколько смягчить последствия обвала валют или иного международного краха для коммуны. Вы также упомянули о том, что местные деньги способствуют выживаемости. Какая здесь связь?

Чтобы понять это, необходимо разобраться во взаимосвязях между процентами по займам и планированием будущего.

Если я спрошу, "хотите 100 долларов сейчас или через год?", большинство людей предпочтет получить деньги сейчас, просто потому, что их можно без всякого риска положить на банковский счет и через год получить около 110 долларов. Можно выразиться и так: если я предлагаю вам получить 100 долларов через год, то это равнозначно тому, как если бы я предложил вам 90 долларов сейчас. Такие расчеты называются "приведенным потоком денежных средств". Это значит, что при нашей нынешней системе выгоднее рубить деревья и класть деньги в банк; деньги в банке растут быстрее, чем деревья. Выгодно "экономить" деньги, строя плохо утепленные дома, потому что приведенная стоимость лишних затрат на отопление за время жизни дома будет меньше затрат на утепление.

Однако мы можем построить такую денежную систему, которая работает в точности наоборот и поощряет долговременное планирование при помощи так называемого "штрафа за простой". Эту концепцию разработал Сильвио Гезелль около ста лет назад. Он исходил из того, что деньги - общественное достояние, подобно телефону или автобусам, и поэтому следует ввести небольшую плату за их использование. Иными словами, мы устанавливаем отрицательную, а не положительную процентную ставку.

Что это дает? Если я вручу вам 100-долларовую банкноту и скажу, что через месяц вы должны заплатить доллар, чтобы деньги сохранили платежеспособность, то как вы поступите?

Полагаю, что постараюсь вложить эти 100 долларов во что-нибудь еще.

Вот именно. Вам наверняка известна поговорка: "Деньги - как навоз; от них польза, лишь когда их раскидывают". По Гезеллю, деньги стали бы лишь средством обмена, а не накопления. Такая система создает рабочие места, так как поощряет денежный оборот и переворачивает систему краткосрочных стимулов. Теперь, вместо того чтобы рубить деревья и класть деньги в банк, вы будете вкладывать деньги в покупку леса и позаботитесь об утеплении для своего дома.

Есть ли прецеденты применения этой системы?

Мне известны только три примера: древний Египет, примерно три века во время европейского Средневековья и несколько лет в 1930-е годы. В древнем Египте, засыпав в амбар зерно, вы получали жетон, который можно было обменивать - и потому он был родом валюты. Но, придя через год с 10 жетонами, вы получали зерна лишь на 9 жетонов, потому что зерно подвержено порче, его едят крысы, да и сторожам при амбаре нужно платить. Фактически это равнозначно "штрафу за простой денег".

Египет был житницей для всего древнего мира, даром Нила. Почему? Потому что никто не держал сбережений в деньгах, все вкладывали их в производственные активы, которые обладали непреходящей ценностью, - например, в мелиорацию земель и в ирригационные системы. Несложно доказать, что это изобилие было связано с денежной системой: ведь когда римляне заменили египетский "зерновой стандарт" собственными деньгами с положительной ставкой процента, все моментально кончилось. Египет перестал быть житницей и превратился в "развивающуюся страну", как его называют сегодня.

В средневековой Европе - примерно в X-XIII веках - местные феодалы выпускали свои деньги, время от времени изымая их, перечеканивая и одновременно взимая налоги. Это опять же была своего рода плата за использования, благодаря чему деньги становились неудобным средством накопления. Итогом стал расцвет культуры и всеобщего благосостояния, совпадающий именно с тем периодом, когда употреблялась местная валюта.

Практически в это время были построены все соборы. Вы поразитесь, если поймете, каким отличным капиталовложением было для маленького города строительство собора.

Потому что оно давало работу нескольким поколениям строителей?

Не только из-за этого. Помимо очевидных символической и религиозной ролей - которые я не хочу умалять - следует помнить, что соборы выполняли важную экономическую функцию. Они привлекали паломников, которые с деловой точки зрения были аналогичны современным туристам. Соборы строились так, чтобы они стояли вечно и обеспечивали постоянный приток денег в общину. Таким образом можно обеспечить изобилие для себя и своих наследников в течение 13 поколений! Я могу доказать свои слова - ведь эта система работает и по сей день. Например, в Шартре большую часть городского дохода до сих пор обеспечивают туристы, которые приезжают посмотреть на собор и через 800 лет после его постройки!

Когда изобретение пороха в начале XIV века позволило королям централизовать власть, они первым делом монополизировали денежную систему. Что в результате? Больше не построено ни одного собора. Люди в XIV и XV веках оставались столь же глубоко верующими христианами, но экономический стимул для долговременных коллективных инвестиций исчез.

Я привел соборы лишь в качестве примера. Из финансовых документов XII века видно, что мельницы и другие производственные активы в поместьях содержались исключительно аккуратно - детали заменялись еще до того, как они износятся. В ходе недавних исследований выяснилось, что качество жизни простого труженика в Европе достигло максимума в XII и XIII веках, возможно, даже превышая современный уровень. Когда нельзя делать накопления в виде денег, вы вкладываете их во что-то, что принесет вам пользу в будущем. Поэтому такая денежная система привела к поразительному экономическому подъему.

Однако именно в этот период в Европе господствовало христианство и, вероятно, архетип Великой матери подавлялся по-прежнему?

На деле в ту эпоху был весьма распространен очень интересный религиозный символ: знаменитая "черная мадонна". В X-XIII веках были созданы сотни таких изваяний, которые фактически представляли собой изображение Исиды с младенцем Гором на коленях. Это заимствование из египетского наследия произошло во время первых крестовых походов. Специальный вертикальная опора Исиды называлась "кафедра" (отсюда происходит и английское "cathedral" - "собор"), и что интересно, эта опора служила символом Исиды еще в древнем Египте. Статуи Черной мадонны в Средневековье назывались также "альма матер" (буквально - "щедрая мать", это наименование до сих пор употребляется для обозначения "родного" университета).

Черные мадонны были прямым воплощением образа Великой матери в одной из его самых древних форм. Он символизировал рождение и плодовитость, земное изобилие и до того, как патриархальные общества отделили дух от материи, представлял собой выражение духа, воплощенного в материи. Итак, налицо прямая связь архетипов между двумя цивилизациями - древним Египтом и Европой X-XIII веков, - которые спонтанно изобрели денежную систему со "штрафом за простой", тем самым создав необычайно высокий уровень изобилия для простого народа. Такие денежные системы точно совпадают по времени с почитанием этого архетипа.

Как интересно! Обладает ли местная валюта достаточным потенциалом, чтобы привнести архетип Великой матери с его изобилием и щедростью в нашу современную экономическую систему?

Я полагаю, что величайшие проблемы, которые сейчас стоят перед человечеством: вопрос выживаемости, а также неравенство и процессы распада в обществе, которые порождают напряжения и вызывают насилие и войны. Мы можем решить все эти проблемы при помощи единственного инструмента - сознательно создавая денежные системы, которые способствуют сплоченности и жизнеспособности.

Весьма значимо, что в последние десятилетия мы наблюдаем явное возрождение женского архетипа. Это выражается не только в женских движениях, не только в резком усилении внимания к экологическим вопросам и в новых эпистемологических системах, объединяющих материю и дух, но и в технологиях, позволяющих нам заменять иерархические пирамиды сетями (такими как Интернет). К этим тенденциям добавьте тот факт, что впервые в истории человечества технологии позволяют нам добиться беспрецедентного изобилия. Это дает небывалую возможность объединить аппаратную основу технологий изобилия с программной начинкой смены архетипов. Подобное сочетание никогда не создавалось в таких масштаба и в таком темпе: оно позволяет нам сознательно завести такие деньги, которые бы работали на нас, не вынуждая нас работать на них.

Я предлагаю разработать денежную систему, которая позволила бы нам добиться устойчивости общества и восстановить его цельность и на местном, и на глобальном уровнях. Для достижения этих целей потребуется менее одного поколения. Успех зависит от того, удастся ли нам общими усилиями сознательно изобрести новые деньги.

Просмотров: 1116 | Добавил: ekvi | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024